Ехать туда мне совершенно не хотелось. Ну ни капельки. Конец октября, а
тут извольте на шестьсот километров перемещаться на автобусе, чтоб чуть больше
суток провести в монастырях. У нас в Саратове свои монастыри есть. Целых два.
Мужской и женский. Полчаса на троллейбусе и молись сколько душе угодно. Кроме
того, в Евангелии сказано, что Царствие Божие внутрь нас есть. Тогда какой
смысл ехать за благодатью за полтысячи с лишним верст? - Так рассуждала я, сидя
дома ненастным осенним вечером.
Это были аргументы против поездки, так сказать, высшего порядка. Но
были еще и житейские причины моего нежелания ехать. И первая из них – банальное
отсутствие наличности. Но моя подруга и единомышленница, которая и затеяла всю
эту историю с поездкой, нашла мне спонсоров. Дело было за мной. Вторая причина,
по которой я отказывалась ехать, была еще прозаичнее первой – за неделю до
предполагаемого вояжа я отравилась пирожным.
Сначала мне было очень худо. Но к моменту отъезда я уже осмеливалась есть
сухари и пить воду.
В довершение всего за сутки до отъезда на наш город обрушился (другого
слова не подберу) такой ливень, что улицы превратились в реки. И это в конце
октября! В результате, я, возвращаясь с работы, основательно промочила ноги и
сидела дома в ожидании неизбежной простуды.
Вирусы не торопились, и тут зазвонил мобильник. Моя энергичная подруга
осведомилась, готова ли я к поездке. Я сразу созналась, что не готова. Пределом
моих мечтаний на два предстоящих выходных дня было сидеть в теплом сухом
помещении с хорошей книгой в руках и жевать сухари. Но не тут-то было. Мне было
категорически сказани, что надо ехать. И пока по телефону звучали доводы, по
которым мне невозможно было отказаться от поездки, меня вдруг осенила мысль. Я,
как Иона, сопротивляюсь Промыслу Божию.
Этот строптивый пророк не хотел отправляться в Ниневию. И очутился во чреве
кита. Подруга еще продолжала что-то говорить, а я уже приняла решение. Божию
волю надо исполнять. Я поеду. А там будет, что будет.
Сделаю небольшое отступление. Незадолго до описываемых событий батюшка
Серафим Саровский сам пришел ко мне домой. Если перевести это на общепонятный
язык – одна моя добрая знакомая подарила мне чудесную икону Саровского
чудотворца, сделанную из бересты. Икона эта небольшая, умещается поперек моей
ладони. Изображение батюшки Серафима выдавлено рельефом. Присутствуют всего два
цвета – желтой древесины и темно-коричневый в углублениях. Но сходство с
обычными иконами Серафима Саровского поразительное. И вот теперь, волею
сложившихся обстоятельств, Я еду в Дивеево, где ныне покоятся мощи Великого
русского святого.
Это моя первая паломническая поездка. Автобус отправляется от храма
Серафима Саровского в восемь вечера. Я пришла задолго до назначенного времени.
На улице темно и сыро, дует холодный
ветер. Захожу в храм. Здесь заканчивается служба. Кто-то опоздал на полиелей.
Из алтаря выносят сосуд с елеем и помазывают крестообразно маленькой кисточкой
лоб опоздавшего. Пользуясь случаем, я смиренно подхожу к благодатной кисточке и
меня, грешную, помазывают тоже. Обрадованная такой удачей, прошу благословения
на поездку. Священник меня благословляет.
Итак, мы с подругой в автобусе. Снаружи он впечатляет – большой,
блестящий, красивого вишневого цвета. Вся его внешность – олицетворение слова
«комфорт». В очередной раз убеждаюсь, что судить о чем-то по наружности не
стоит. Ибо внутри этого гиганта полезная площадь используется сверхрационально
– сиденья попарно расположены друг за другом так плотно, что зазор между ними
почти отсутствует. Мы снимаем зимние пальто (там, куда мы направляемся, уже зима)
и просачиваемся в щелки между креслами. Наши одеяния и ручная кладь маячит
перед нами всю дорогу. Если на нас поглядеть сверху, мы, вероятно, похожи на
семечки в подсолнухе – так плотно мы сидим.
А автобус, между тем, уже покинул пределы Саратова и мчится в темноте
из глубокой осени в края, уже покоренные зимой. Руководительница поездки (она
же гид), как в последствии выяснилось, дама очень приятная и целеустремленная,
знакомит нас с целями и задачами нашего паломничества, с правилами поведения
мирян в монастыре. Затем мы смотрим видеофильм о первом пункте назначения
нашего маршрута – Санаксарском мужском монастыре. Меня особенно поражает, что
монахи даже хлеб и просфоры пекут сами. Правда, не в черном одеянии, а в белых
куртках, колпаках и фартуках. И с молитвой. Забегая вперед, скажу, что вскоре
мы получим возможность убедиться, до чего вкусен монастырский хлеб.
Между тем, пятница заканчивается, наш автобус уверенно наматывает на
колеса километры, а пассажиры, утомленные трудовой неделей, устраиваются на
ночлег. Впрочем, все «устройство» сводиться к тому, что, нажав какой-то рычаг
(я так и не поняла – какой), пассажир, вместе со спинкой своего кресла, плавно
опускается почти на колени сзади сидящего человека. И тому не остается ничего
другого, как проделать ту же манипуляцию со своим креслом. Теперь, если
смотреть сбоку, мы уже походим не на семечки в подсолнухе, а на сосиски в
хот-догах.
Свет в автобусе гасят и все погружаются в объятия Морфея. Все, кроме
меня и двух шоферов (оба Александры). Они поочередно управляют нашим средством
передвижения. А я, убедившись, что спать в автобусе не умею, соображаю в
темноте, как мне скоротать эту неповторимую ночь. Неповторимую, потому, что в
этот момент я для себя решила, что в будущем меня с моим остеохондрозом, ноющим
желудком и привычкой к своим четырем стенам, никто, ни за какие коврижки не
соблазнит поехать куда-то еще. Эта поездка будет первой и последней. Такое
резюме меня немного успокаивает. А двое суток я Божьей помощью потерплю.
Я начинаю смотреть в окно. Это традиционное занятие всех
путешествующих. Но в моем случае за окном кромешная тьма. Изредка мы проезжаем
через какие-то деревни, но они кажутся необитаемыми. Ни огонька, ни звука. Даже
собака не залает. И становиться жутковато, словно мы едем через призрачное,
давно вымершее царство. Наш огромный автобус с трудом разворачивается на темных
узких деревенских улицах. Он тут вообще выглядит инопланетной конструкцией.
Только смотреть на него некому.
А вот небо… В Саратове на момент
нашего отъезда была плотная облачность. А тут звезды. Да какие! Крупные, как
фонари. Висят прямо над шоссе. И кажется, что до них можно дотронуться –
настолько они близко. Я люблю наблюдать звездное небо. Мне в жизни доводилось
любоваться звездами на берегах Черного и Каспийского морей, на островах Волги,
на пригородных дачах. Звезды красивы везде. Но я рискну утверждать, что таких
ярких, крупных, переливающихся всеми цветами радуги звезд, как в мордовских
лесах, я не видела нигде. Это что-то неправдоподобное по красоте. Я принимаюсь
тормошить свою подругу, чтобы она разделила мой восторг. Но безуспешно. Она
сладко спит. А звезды, видимо, обидевшись, что я отвлекаюсь от них, вскоре
исчезают за тучами.
Смотреть в окно сразу становится неинтересно. Я перевожу взгляд туда,
куда смотрят наши водители – вперед, через лобовой стекло. Там дорогу освещают
только фары нашего автобуса, да редких попутных машин. По обочинам дороги
белеет снег. А с двух сторон стеной стоят леса. Это зрелище для меня в новинку.
Автобус мчится как бы по коридору, длинному и извилистому. Если леса березовые,
то коридор белый. Если сосновые – темно-коричневый. Деревья старые, высокие, их
верхушки мне из автобуса не видно. И у меня на сердце загорается тихая радость,
что не все леса еще извели мы на Руси. Не все превратили в фанеру, опилки для
мебели и стружки. Есть еще живые деревья, а, значит, и всякая лесная живность –
птицы, зайцы, белки, лисы… Я городской человек и так устала от серых стен! Если
всю жизнь изо дня в день варишься в этом супе, то в конце концов начинает
казаться, что все живое на земле исчезло, а есть только бетон, стекло, асфальт.
И тогда каждая, случайно залетевшая на балкон, синичка или бабочка кажется
родной.
Наконец, я устала смотреть на дорогу. Закрываю глаза и пытаюсь
«приудобиться» в кресле. Но не как не найду покоя для своей, уставшей от
долгого сиденья, спины. Глубокая ночь. У меня появляется ощущение, словно мы
все – пассажиры какого-то звездолета, мчащегося во мраке открытого космоса.
Полная оторванность от Земли, ее проблем и реалий. Что же везу я в это
путешествие? Несколько томиков своих стихов в подарок монастырям и тем, кого
Бог укажет. Зачем? Что бы монашествующие знали, что они не одиноки. Что в этом
сошедшем с ума мире есть люди так же, как и они, любящие Бога, которым очень нужны
молитвы поддержки. Сама я молюсь за всех, кому в руки попадают мои стихи. Вот и
сейчас, закрыв глаза, я читаю на память все известные мне молитвы. Затем
обращаюсь ко Господу своими словами. Молиться удивительно легко. Мысли не
разбегаются, как семейство ящериц, а стройно и тихо уходят куда-то ввысь.
Внутри меня появляется непередаваемое словами ощущение, что мои молитвы не
пропадают втуне, что меня слышат.
В салоне автобуса очень жарко – возле водителя непрерывно работает
мощный обогреватель. Хотя я молилась молча, в горле у меня пересохло. Я делаю
глоток воды из бутылки. Некоторое время читаю молитву «Богородице Дево
радуйся…» Но вот автобус поворачивает и тормозит. Мы приехали. Время четыре
часа ночи.
Спящий люд потихоньку зашевелился – просыпаются, одевают пальто,
выходят наружу. Выхожу размяться и я. Снаружи натуральная зима. Минус 10
градусов, лежит снег, дует холодный ветер. Мы стоим у каменной ограды
монастыря. Метрах в ста от нас темнеет сосновый бор. Нигде никаких признаков
жизни. А вот и нет! Со стороны монастыря к нам галопом несутся две тени.
Сначала я решила, что это проявляют бдительность местные псы. Но тени
перемещались молча, а собаки не отказали бы себе в удовольствии облаять
нежданных ночных гостей. Когда непонятные существа приблизились вплотную к нам,
стало ясно, что это коты (или кошки). Эти два представителя кошачьего племени
немедленно принялись мурлыкать почти как мотор автобуса и тереться спинками о
ноги всех прибывших. Нас встречали с таким дружелюбием и лаской, как будто мы
были этим котам любимыми родственниками, приехавшими из столицы в провинцию с
кучей подарков. Но, к глубочайшему нашему (и котов) сожалению, нам нечем было
вознаградить гостеприимство этих маленьких животных. И тем не менее, коты не
уходили. Я их обоих погладила и удивилась – у них шерсть была, как цигейка –
короткая и плотно набитая. От этого коты казались толстенькими мордатенькими.
Раньше я таких «плюшевых» кошек не встречала. А может, они, вообще, только в Санаксарах и водятся?
Мы замерзли и полезли теплое чрево автобуса. А через полчаса наш гид
объявила нам, что в пять часов начинается
полунощница и мы все идем в храм.
Полунощница – это служба, которая бывает, видимо только в монастырях.
Мы захожим с темного (пять утра все-таки!) монастырского двора в еще более
темный храм. Здесь горят несколько лампадок и три свечи на аналое в центре
храма. На аналое лежит толстая богослужебная книга. Монахи, чередуясь, читаю я
тихими монотонными голосами по ней молитвы. Мужчины молятся справой стороны от
входа, женщины слева. На мою робкую попытку поставить свечку, маленькая
женщина, вся в черном, тихо прошелестела – «не положено». Я не настаиваю. У
меня совершенно не слышит правое ухо. Это результат осложнения после
перенесенной на ногах простуды. Поэтом тихого голоса монаха, читающего молитвы,
я почти не слышу. Зато темнота и тишина помогают мне настроиться на мысленное
созерцание своего «внутреннего человека». Это зрелище не утешительное. Я не
исповедовалась чуть больше месяца, а грехов у меня накопилось порядочно. Так,
по-человечески, по-житейски, может запятая грехи-то эти и не большие. Но у Бога
своя шкала, отличная от нашей. И любой грех – мерзость перед господом.
Созерцание этих моих мерзостей невыносимо, оно приводит меня к покаянному плачу
и желанию немедленно облегчить душу исповедью и причастием. И тут я вспоминаю
тот ночной глоток воды. А в день причастия не полагается с двенадцати ночи ни
пить, ни есть. Следовательно, причащаться сегодня мне нельзя.
А в храме, между тем, началась литургия. Разрешается ставить свечи. Вот
выходит батюшка исповедовать. Он молодой, из белого священства. Сначала
исповедаются мужчины – монахи, трудники (работающие в монастыре миряне),
паломники. Потом поочередно подходят на исповедь женщины. Подруги удивляются,
что я не иду исповедоваться. Объясняю причину. Меня уговаривают – «Батюшка
добрый, почти все паломники будут причащаться, иди, он допустит». Я решаю, что
хотя бы исповедаюсь, а там, как Бог даст.
Несмотря на свою молодость, батюшка исповедает мудро и рассудительно.
Благодаря его словам, я вижу себя в различных ситуациях как бы со стороны, и с
поразительной ясностью всплывают все мои духовные «проколы». При этом от
священника как бы излучается терпеливая доброжелательность.
После того, как батюшка прочел разрешительную молитву, я спрашиваю его,
можно ли мне причаститься, если я ночью выпила глоток воды. «До двенадцати?» -
уточняет он. «После. Под утро. Один глоток.» - скорбно отвечаю я. Священник
несколько секунд размышляет и неожиданно спрашивает меня – «Вы ведь в Дивеево
едите?» «Да» - радостного подтверждаю я. «Там и причаститесь» - заключает
батюшка. Прошу у него благословения на это завтрашнее причастие. Он меня
благословляет.
И вот почти весь наш автобусный контингент идет на причастие. А я
чувствую себя покинутой и одинокой, хотя нахожусь тут же в храме. Поздравляю
причастников. Служба завершается. Подходим ко кресту. Я еле стою на ногах.
Невыспавшаяся, усталая, расстроенная. Нам разрешают после службы подойти к
мощам святых. Они находятся тут же, в храме. Иду вслед за другими паломниками.
Первая рака с мощами Феодора Санаксарского. До вчерашнего вечера я не знала о
его существовании. Из видеофильма, показанного нам в автобусе, я помнила, что
он был блестящим молодым офицером из дворян во времена государыни Елизаветы. А
потом, потрясенный до глубины души внезапной смертью на балу такого же, как он,
молодого, полного сил офицера, он немедленно оставил все и скрылся в лесах, и
стал отшельником. Потом он постригся в монахи и основал этот Санаксарский
монастырь.
Вслед за другими паломниками я подхожу к мощам этого святого. Не знаю,
могу ли я просить его о чем-то. И что за дело человеку, жившему несколько
столетий назад, до проблем немолодой усталой женщины, в первый и скорее всего,
в последний раз подошедшей к место его упокоения? Я просто шепчу – «Батюшка
Феодор, моли Бога о нас» и целую два раза шелковую накидку с крестом на
полированной деревянной крышке раки там где ноги святого, там где его руки. И в
третий раз целую стекло над головой святого. Самой головы не видно под парчовым
покрывалом. Я выпрямляюсь и – о чудо! У меня ничего не болит. Ни желудок, ни
спина, ни голова после бессонной ночи. Ничего. И на душе чувство досады на себя
сменилось ощущение полного комфорта. Такое,
давно забытое, чувство бывает, когда все дела переделаны, долги розданы,
письма написаны. Еще не до конца осознав происшедшее, я направляюсь к мощам
святого Александра и Феодора Ушакова (он – знаменитый флотоводец и племянник
Феодора Санаксарского, также недавно причислен к лику святых.)
Затем мы направляемся в иконную лавку. Тут заказываем требы –
чтобы о нас и наши близких молились и после нашего отъезда,
покупаем иконы, жития, освященное у мощей масло. Я оставляю тут в дар монастырю
свои стихи.
Сделаю небольшое отступление. В правой масти Санаксарского храма
находиться Казанская икона Божьей Матери. Я такого списка с этой иконы раньше не встречала. В те
незапамятные времена, когда я была комсомолкой, студенткой и спортсменкой, мне
мама неоднократно говорила, что Казанская икона покровительствует нашему роду.
Ей об этом сказала ее бабушка. Я соглашалась – Вот и хорошо! Но не задумывалась
над этим. Семья наша была крещеная, но не воцерковленная. Икон в доме не было,
молитв мы не знали. Крест правильно наложить на себя не умели. Поэтому слова
мамы, не попадая в сознание, отскакивали от меня, как от стенки горох. В юности
у нас есть дела важнее и интереснее, чем эти, как я тогда думала, «религиозные
заморочки». Так жили и так думали подавляющее большинство людей вокруг. Это
было государство воинствующего атеизма. И только много позже, убедившись на
своем горьком опыте, я поняла, как много в жизни значат помощь и
покровительство Божией Матери. Поэтому во всех храмах я ставлю свечу и
прикладываюсь к иконе Богородицы. Благодарю Ее за все. Я приобретаю необычную
икону Богородицы и выхожу из иконной лавки в монастырский двор.
Вся наша группа в ожидании трапезы собралась во дворе монастыря.
Оказывается, часть ехавших с нами женщин и руководительница поездки были на
послушании – чистили картошку на монастырской кухне. Они смеются – жаль, на
литургии не были, зато знаем теперь как правильно картошку надо чистить. Мы
недоумеваем – как? Вроде, все чистят одинаково. А вот и нет. Мы кожуру кольцами
срезаем? Да. А надо сначала крестом на каждой картофелине. Вот, поди ж ты.
Никогда бы не додумалась. Теперь уж нечистый ни в одну картофелину у меня не
пролезет. Сама буду крестом чистить и других научу. И свеклу, и морковь, и
кабачки. То-то бесы повоют.
Но вот нас приглашают в трапезную. Длинные столы. Светло. Вокруг иконы,
стенная роспись. Молитва перед едой. Еда очень простая и очень вкусная.
Особенно уха. Чай из местных сушеных трав и ягод. Аромат изумительный. Украдкой
собираю в салфетку косточки, хвосты и головы из ухи. Замечаю, что сидящий
напротив парнишка из нашей паломнической группы занят тем же. Котам? – улыбаюсь
я. Он смущенно кивает. Все читают благодарственную молитву. Мы выходим во двор.
В монастырском дворе котов нет. Они обретаются за оградой монастыря, возле
ларька, где мы покупаем знаменитый Санаксарский хлеб и сухари из него. Коты с
радостным урчанием принимают наше рыбное подношение.
Тем временем мы с подругой идем на могилу батюшки Иеронима. Это был
старец, духовник Санаксарского монастыря. Умер он не так давно. А до того к
нему ехали за духовной помощью со всей России. Сейчас над его могилой возведена
каменная часовня. Морозно, светит солнце, снег скрипит под ногами. Удивительно
тихо и спокойно душе возле могилы батюшки Иеронима. Создается впечатление, что
это место находиться под защитой от сил зла, бесчинствующих в мире. А может,
это защита - молитвы батюшки Иеронима?
Мы кланяемся могиле, просим батюшку каждый о своем. Всем нам нужны его святые
молитвы. На этом наше пребывание в Санаксарском мужском монастыре заканчивается.
Восемь часов пролетели, как одно мгновенье. Усаживаемся в родной (уже) автобус
и он берет курс на Дивеево.
Но прежде – краткая остановка у чудотворного источника Феодора
Санаксарского, где мы набираем в привезенные с собой сосуды прозрачной ледяной целебной воды.
Дорога ведет нас сквозь сосновые и березовые леса к месту, где покоятся
мощи преподобного Серафима Саровского. Наша гид кратко подводит итоги
пребывания группы в Санаксарах и знакомит нас с программой посещения Дивеево.
Если о Санаксарах большинство из нашей паломнической группы не знало ничего, то
о Дивеево и Саровском чудотворце Серафиме слышали все.
Несколько лет назад к нам в Саратов привозили чудотворную икону
Серафима Саровского с частицею его мощей. Икона эта гостила в храме, освященном
в честь преподобного Серафима Саровского, несколько дней. И все эти дни народ
толпами валил поклониться приезжей святыне. Я сама два раза отстаивала огромную
очередь, чтобы приложиться к иконе
батюшки Серафима. В ту пору только что оглохло мое правое ухо, и я слезно
молила Саровского чудотворца исцелить меня. Ухо мое продолжало не слышать.
Памятуя слова Евангелия – «просите и дано будет», я собиралась идти к приезжей
иконе и в третий раз, утром, перед работой, в день ее отъезда. Но, видимо, на
небесах были другие планы относительно меня. Потому, что над Саратовом в эту
ночь пронесся смерч невиданной силы. Он повалил и обломал массу деревьев,
оборвал все провода и все это разорение круто посолил мокрым снегом. Короче,
шторм в городе электротранспорт не ходил, в маршрутку мне удалось втиснуться,
только пробравшись пешком сквозь этот бурелом до конечной остановки ее, и я
рада была доехать до работы. И я поняла
больше ходить к этой иконе мне не следует. Видимо, мое глухое ухо – то самое
«жало в плоть», с которым мне надо научиться жить. И сейчас я могу сказать,
что, с Божьей помощью я научилась не замечать этого своего дефекта.
Часть - II (продолжение)